(Ягайло) (50-е гг. XIV в.- 1.06.1434, Краков), вел. кн. литов. (1377-1386), кор. польск. и вел. кн. литов. (1386-1434), 3-й сын вел. кн. литов. Ольгерда от 2-го брака с тверской кнж. Иулианией Александровной († 1392). В отличие от детей от 1-го брака, посаженных отцом на «русских» землях и принявших Православие, Ягайло и его родные братья находились с отцом в Литве и были язычниками.
Под влиянием матери Ягайло пытался преодолеть трудности, заключив союз с Димитрием Донским. Он обязался принять Православие и жениться на дочери московского вел. князя. В дальнейшем, однако, Ягайло и литов. знать приняли решение искать союза с католич. Польшей. В 1385 г. было выработано соглашение, по к-рому Ягайло должен был жениться на наследнице польск. трона Ядвиге, дочери умершего венг. и польск. кор. Людовика I Анжуйского, и вступить на польск. трон. Ягайло принял обязательство вместе со своими подданными-язычниками принять католичество, освободить всех пленных христиан, использовать все силы для возвращения Польше утраченных земель и присоединить (applicare) навечно к ней Литовское великое княжество.
15 февр. 1386 г. литов. правитель вместе с др. князьями крестился в кафедральном соборе Кракова, приняв христ. имя Владислав. 18 февр. был заключен его брак с Ядвигой, 4 марта состоялась коронация. В 1387 г. последовало принятие католичества литовцами - сначала знатью, собравшейся в Вильно, а позднее (во время объезда страны королем) и простым народом. В февр. 1387 г. было основано католич. еп-ство в Вильно под патронатом св. Станислава, наделенное крупными земельными владениями (свыше 600 крестьянских дворов) и большими привилегиями (свобода от всех налогов, полная судебная власть над подданными). Тогда же были заложены католич. храмы в главных городах Литвы. В том же году литов. боярам-католикам была гарантирована свобода распоряжаться своими земельными владениями, из княжеских «работ» (labores) в их обязанности входило строительство и ремонт крепостей.
Благодаря объединению Польши и Литвы удалось добиться достижения 2 важных целей - со временем были подавлены сепаратистские движения на «русских» землях, восстановлена утраченная ранее зависимость Смоленского княжества от Литвы. Одновременно в состав Польши была возвращена ранее занятая венграми Галицкая земля. Но со временем в отношениях между странами возникли проблемы. Польск. знать при поддержке В. рассматривала Литву как владение, зависимое от Короны. Все документы, касавшиеся Великого княжества Литовского, исходили из польск. королевской канцелярии, а русско-литов. князья должны были приносить присягу на верность В., Ядвиге и Короне королевства Польского. Тогда же в Вильно появились польск. наместник и гарнизон.
Все это вызывало недовольство литов. боярства. Оно стало переходить на сторону Витовта, к-рого в борьбе с В. поддерживал Тевтонский орден. Положение было опасным, т. к. крестоносцы, несмотря на Крещение литовцев, продолжали военные походы на Литву, их войска неоднократно подходили к Вильно. В. был вынужден пойти на уступки. По соглашению, заключенному в Острове 4 авг. 1392 г., Витовту были возвращены владения отца, ему передавалось управление Великим княжеством Литовским. Титул «великий князь» и верховную власть над Литвой В. сохранил за собой. В дальнейшем в отношениях между Польшей и Литвой, В. и Витовтом, бывали трения, подчас достаточно серьезные (как, напр., в 1398, когда в ответ на требования денежных выплат в знак зависимости литов. бояре на о-ве Салин провозгласили Витовта «королем Литвы»), но связи оказались достаточно устойчивыми. Они укрепились в 1401 г., когда Витовт получил от В. Великое княжество Литовское в пожизненное держание, а также великокняжеский титул. В., однако, сохранял за собой верховную власть, во время регулярных объездов страны он каждую зиму проводил в Литве.
Прочность отношений между гос-вами, согласие литов. боярства признать зависимость своей страны от Польши были связаны с общей заинтересованностью знати обоих гос-в в борьбе с экспансией Тевтонского ордена. Правда, в кон. 90-х гг. XIV в. крестоносцы заключили мир с Литвой, но во время предшествовавших смут ими была захвачена Жямайтия. Эта победа позволила соединить прусские и ливонские владения ордена и оттеснить Литву от Балтийского м. Еще ранее крестоносцы захватили Вост. Поморье, закрыв Польше выход к Балтийскому м. Кроме того, литов. боярство рассчитывало с польск. помощью расширить границы на востоке. Эту задачу В. и Витовт в нач. XV в. сочли даже более важной, чем борьба с крестоносцами. По миру, заключенному в мае 1404 г., они признали права ордена на находившиеся в его владении земли в обмен на обещание военной помощи в походах на восток. Когда Витовт в 1406-1408 гг. трижды предпринимал походы против вел. кн. Василия I Димитриевича, то получал военную помощь от ордена. В. также высылал против русских значительные отряды во главе с первыми вельможами Короны. Лишь когда эти походы оказались безуспешными, а в Жямайтии началось восстание против крестоносцев, В. и Витовт сосредоточили силы на борьбе с орденом. В. командовал соединенным польско-литов. войском, к-рое в битве под Грюнвальдом 15 июля 1410 г. разгромило войско крестоносцев. Ордену был нанесен удар, от к-рого он уже не смог оправиться. Однако В. не воспользовался плодами победы. По миру, заключенному 1 февр. 1411 г., крестоносцы уступили Великому княжеству Литовскому только Жямайтию и лишь на время жизни В. и Витовта.
В этих условиях актуальной оставалась задача подорвать престиж ордена в глазах европ. рыцарства и лишить его поддержки. В. пытался добиться решения этой задачи, направив своих представителей во главе с примасом польск. Церкви архиеп. Гнезненским Николаем Тронбой на Констанцский Собор католич. Церкви, созванный в кон. 1414 г. Польск. представители опровергали обвинения, выдвинутые орденом в адрес В., в том, что он является «схизматиком» (православным), покровительствует православным и привлекает язычников-татар для войны с христианами в лице ордена. Вместе с тем польск. делегаты доказывали, что крестоносцы, покорив язычников в Прибалтике и обложив их данью, ничего не сделали для их обращения в христианство. Ордену польск. дипломаты противопоставляли В. как крестителя язычников-литовцев: в 1413 г. В. посетил Жямайтию, убедил часть местных бояр принять Крещение и выбрал место для резиденции буд. епископов (Медники). Поздней осенью 1415 г. на Собор прибыли представители Жямайтии, заявившие о своем желании креститься. В. и Витовту Собор поручил осуществить Крещение жямайтов, для чего были приглашены польск. епископы, в окт. 1417 г. в Жямайтии было основано католич. еп-ство. Послы В. доказывали, что именно Польша является тем гос-вом, к-рое защищает христ. мир от турок и татар, а ее король предпринимает большие усилия для обращения в католичество «схизматиков» и язычников. Эта активная деятельность представителей В. на Соборе имела важные результаты: по репутации ордена был нанесен удар, а престиж В. в глазах католич. мира заметно возрос. В дальнейшем при столкновениях Польши с орденом последний уже не пользовался такой широкой поддержкой европ. рыцарства, как раньше. Согласно миру 1422 г., заключенному на оз. Мельно, крестоносцы должны были отказаться от притязаний на Жямайтию.
Др. важной задачей польск. делегации на Констанцском Соборе было добиться признания того, что орден не имеет прав на занятые им земли (свои права орден основывал на пожалованиях императоров и пап). Один из польск. делегатов, П. Влодковиц, в трактате «О власти императора и папы по отношению к неверным», рассмотренном на Соборе, писал, что ни император, ни папа не имеют права распоряжаться землями язычников, к-рые по естественному праву могут иметь свое гос-во и защищать его в случае нападения. Одновременно Влодковиц доказывал, что христианство не должно утверждаться с помощью меча и в случае нападения на мирно живущих язычников под предлогом распространения христ. религии те имеют законное право на самооборону, а их христ. соседи имеют право оказать им помощь. Выступление Влодковица стало началом оживленной дискуссии. Однако его взгляды офиц. одобрения не получили, напротив, ряд участников Собора активно выступили против позиции польск. теолога.
Выступления Влодковица должны были создать благоприятную атмосферу для рассмотрения жалоб Польши на крестоносцев, захвативших ее земли. Однако до рассмотрения спора дело не дошло, более того, рим. король, папа и Собор подтвердили все пожалования, сделанные Тевтонскому ордену ранее. Роль посредника в споре взял на себя глава Римско-Германской империи венг. (с 1419 и чешский) кор. Сигизмунд I Люксембург, в 1420 г. вынесший решение в пользу ордена.
Это действие Сигизмунда способствовало тому, что В. занял особую позицию по отношению к выступлениям в Чехии гуситов, к-рые отказались признать Сигизмунда своим королем. В. не присоединился к объявленному против гуситов крестовому походу. Он настаивал на том, что гуситов следует привести к соединению с католич. Церковью мирными средствами, и предлагал себя в качестве посредника. Вместе с тем В. был далек от взглядов гуситов. Кроме того, стремясь использовать в своих интересах конфликт между гуситами и Сигизмундом, польск. король не желал оказаться в изоляции и заслужить общее осуждение католич. мира, относившегося к гуситам с непримиримой враждебностью. Поэтому политика В. была очень осторожной: он отказался принять от гуситов королевскую корону, в Польше Церковь издала установления, направленные против гуситов, а действия в поддержку гуситов в борьбе с Сигизмундом предпринимал как бы по собственной инициативе литов. вел. кн. Витовт. Одновременно в Чехию постоянно направлялись послания к гуситам с увещеваниями вернуться в лоно Церкви. Под давлением папы и протестов католич. мира контакты В. с гуситами в нач. 1423 г. были прерваны. По договору, заключенному в том же году с Сигизмундом Люксембургом, В. обязался не помогать гуситам и оказать вооруженную помощь королю. В ответ Сигизмунд должен был выступать против обвинений В. и поляков в дружбе с еретиками. В 1424 г. был издан т. н. Велюньский эдикт, устанавливавший для польск. гуситов самые суровые наказания. Однако применялись они редко. Военную помощь Сигизмунду В. так и не оказал. Между тем приближенные короля тайно посылали гуситам оружие.
Годы правления В. были временем постепенного расширения привилегий польск. шляхты, роста ее политической активности и притязаний на соучастие в управлении гос-вом вместе с монархом. Правитель не очень охотно, но шел на уступки. Положение изменилось, когда в 1424-1427 гг. у В. родились сыновья - Владислав III Варненьчик и Казимир IV Ягеллончик, к-рым король хотел передать польск. трон. Однако это желание В. натолкнулось на сопротивление значительной части польск. шляхты, считавшей, что она обладает правом выбора монарха, и требовавшей за избрание сына В. на престол новых прав и привилегий. Сначала В. согласился на это, и польск. паны дали письменное обязательство возвести его сына на трон после смерти отца. Однако, когда В. отказался от своих обещаний, они мечами разрубили свое обязательство.
В этих условиях заметно изменилось отношение В. к месту Литвы среди его владений. Отношения между Польшей и Великим княжеством Литовским регулировались договором 1401 г., по к-рому литов. бояре обязывались после смерти Витовта передать Великое княжество Литовское В. и «Короне королевства Польского». Одновременно польск. паны обещали в случае смерти В. не выбирать нового короля без участия литовцев. При заключении нового соглашения в Городле в 1413 г. было подтверждено, что литов. земли «присоединены» к Польскому королевству и новым вел. князем после смерти Витовта может быть лишь тот, кого выберут польск. король и его советники при участии литовцев. Соответственно литов. бояре должны были быть привлечены к участию в выборах нового короля после смерти В. Для скрепления отношений между Польшей и Литвой неск. десятков литов. бояр были приняты в польск. шляхетские роды. По замыслу данных соглашений В. и его потомки утрачивали право на наследственную власть над Литвой.
После рождения сыновей и начавшихся споров из-за польск. трона такое положение В. уже не устраивало. В кон. 20-х гг. XV в. при его участии была предпринята попытка сделать Великое княжество Литовское независимым от Польши королевством. Его правителем должен был стать бездетный Витовт, а его наследниками - сыновья В. В этом случае, опасаясь утратить связь с Литвой, польск. паны были бы вынуждены возвести одного из сыновей В. на польск. трон. Предполагалось, что Витовту королевскую корону должен был пожаловать глава Римско-Германской империи кор. Сигизмунд Люксембург. Попытка осуществить этот план привела к резкому конфликту В. со значительной частью польск. знати и католич. епископов. Из королевской канцелярии без ведома В., но от его имени отправлялись послания с сообщениями, что польск. правитель не одобряет планов коронации Витовта. Профессора Краковского ун-та доказывали, что Сигизмунд, не будучи императором, не может жаловать королевскую корону. Польск. паны не пропустили через свою территорию послов Сигизмунда, к-рые везли для Витовта корону. В разгар конфликта, в окт. 1430 г., Витовт скончался.
Рассчитывая в измененной форме все же осуществить свой план, В. без согласия польск. панов передал великокняжеский трон Литвы своему младшему брату Свидригайло, тоже бездетному. Однако польск. паны не признали этого решения и потребовали, чтобы Свидригайло отказался от власти и просил их сделать его литов. вел. князем. Одновременно начались пограничные конфликты из-за спорных территорий. Свидригайло, опираясь на поддержку русско-литов. боярства Литвы, отказался выполнить эти требования и заключил направленный против Польши союз с Тевтонским орденом.
Попытки В. мирно разрешить конфликт оказались безуспешными. Летом 1431 г. началась польско-литов. война и войска ордена напали на Польшу. Предпринятые затем В. новые попытки урегулирования конфликта оказались более удачными. Польск. знать была согласна после смерти В. возвести на престол его старшего сына и выразила готовность признать Свидригайло литов. вел. князем. Однако Свидригайло отказался в ответ разорвать союз с орденом. В этой ситуации польск. политики постарались использовать в своих интересах недовольство части литов. боярства тем, что вел. князь привлекал к участию в управлении страной православных - «русских» князей и бояр. Поляки способствовали тому, что литов. боярство выступило против Свидригайло и возвело на трон в Вильно младшего брата Витовта стародубского кн. Сигизмунда Кейстутовича, к-рый обратился к В. и польск. панам с просьбой о назначении его пожизненным правителем Великого княжества Литовского. «Русские» земли страны, однако, продолжали признавать законным вел. кн. Свидригайло. Литва раскололась на 2 части, воевавшие между собой. В янв. 1433 г. В. был вынужден удовлетворить все требования польск. панов и этой ценой добился от поляков обещания после его смерти поставить на трон одного из сыновей.
В продолжавшейся войне с орденом В. и его советники стали искать помощи гуситов. Контакты с гуситами возобновились в кон. 20-х гг. XV в. В. снова пытался выступать как посредник между гуситами и папой. После неудачи ряда крестовых походов против гуситов папа Римский Мартин V не возражал против таких контактов. В июле 1432 г. был заключен союз В. с гуситами, направленный против ордена. Действия В. вызвали недовольство у части католич. духовенства во главе с Краковским еп. Збигневом Олесницким, распорядившимся прекратить службы в городских храмах после прибытия в Краков гуситских послов. Впрочем, среди польск. теологов нашлись такие, к-рые доказывали, что в справедливой войне король может пользоваться помощью еретиков, поэтому в 1433 г. польск. войска и войска гуситов предприняли совместный поход на земли ордена. Последним важным политическим актом В. была встреча с Сигизмундом Кейстутовичем в янв. 1434 г. Король заявил литов. панам, что считает именно Сигизмунда законным вел. князем литов. Вскоре В. умер.
В религ. политике В. ставил своей целью упрочение и расширение позиций католичества на подвластных ему землях - в Литве и Польше. Сразу после принятия Крещения он постарался поставить литов. бояр-католиков в более привилегированное положение (королевский привилей 1387 г. о великокняжеском хозяйстве, распоряжение о запрещении браков между православными и католиками), чем православных. В. принял участие в издании в 1413 г. вместе с Витовтом Городельского привилея, согласно к-рому наиболее важные гос. должности в Литве могли предоставляться только католикам.
С нач. 90-х гг. XIV в. церковная политика В. касалась прежде всего «русских» земель в составе Польши (территория совр. Зап. Украины). В. подтвердил пожалования прежних правителей правосл. епископским кафедрам. Так, Перемышльскому еп. Афанасию он подтвердил податной иммунитет, к-рым пользовались земельные владения кафедры, а также право епископа осуществлять суд по духовным делам и «брать куны с попов». К.-л. земельных пожалований правосл. церковным учреждениям В. не делал. Унаследованные от своих предшественников - рус. князей - ктиторские права В. неоднократно использовал для передачи правосл. мон-рей вместе с их владениями польск. панам. Правосл. приходские священники в отличие от католич. клириков должны были выплачивать в королевскую казну по 1 золотому с церкви. За совершенные проступки они отвечали не в церковном, а в гос. суде. После смерти священника его наследники должны были уплачивать старосте (представителю власти) «отумерщину».
В годы правления В. в центрах адм. округов-поветов были заложены «городовые костелы», обеспеченные земельными пожалованиями и доходами от торговых пошлин. Поскольку католич. приходы часто не имели паствы, установилась практика взимать десятину на содержание костела со всех крестьян, державших землю «на немецком праве» и проживавших на территории прихода. Так, Львовский католич. архиепископ забирал десятину в свою пользу со всего населения округи. Протесты правосл. шляхты против притязаний архиепископа В. отклонил. К этому же времени восходит запрет строить новые правосл. храмы на «русских» землях Польского королевства.
При основании городов по «магдебургскому праву» самоуправлением могла пользоваться только католич. часть городской общины (немцы и поляки), на правосл. местных жителей - «схизматиков» это не распространялось. Одной из целей такой политики было побудить православных к смене веры. Так, в грамоте В. Холмскому католич. епископству в 1417 г. указывалось, что от уплаты налогов в королевскую казну будут освобождены лишь те крестьяне во владениях кафедры, к-рые примут католичество.
Предоставление особых прав католич. меньшинству стало одной из причин серьезного внутриполитического кризиса в Великом княжестве литовском, к-рый привел в 30-х гг. XV в. страну к расколу на Литву и противостоящие ей «русские» земли. В этих условиях В. был вынужден пересмотреть свою политику и в 1432 г. издать привилей населению Волыни, в к-ром обязывался не разрушать здесь правосл. церквей и не превращать их в костелы, не принуждать никого силой принимать католичество. Документ предоставил князьям и боярам Волыни все права, к-рыми пользовалась польск. шляхта. Однако даже выдача такого документа не привела к переходу Волыни на сторону В.
Особое место в церковной политике В. заняло его участие в переговорах об унии Церквей. В 1396 г. В., договорившись предварительно с Киевским митр. Киприаном, предложил созвать на территории Западнорусской митрополии Собор для осуществления унии правосл. и католич. Церквей. К планам унии В. вернулся во время работы Констанцского Собора. В письмах, адресованных отцам Собора, В. заверял, что прилагает усилия для приведения живущих в его владениях «схизматиков» к единству с католич. Церковью. Под давлением В. и Витовта на Констанцский Собор в янв. 1418 г. прибыл Киевский митр. Григорий Цамблак, заявивший о своей готовности участвовать в переговорах о соединении Церквей на буд. Вселенском Соборе. Вопрос о созыве такого Собора В. обсуждал в авг. 1420 г. с послом визант. имп. Мануила II Палеолога Мануилом Филантропоном. С деятельностью В. по подготовке унии Церквей было связано его назначение в февр. 1415 г. антипапой Иоанном XXIII генеральным викарием Римской Церкви в Вел. Новгороде и Пскове для ведения с их жителями соответствующих переговоров, в 1418 г. эти полномочия В. подтвердил папа Римский Мартин V.